Хакатон, Геймификация, бизнес-игры, Образовательные программы, городская модерация | Наши услуги!
HR платформа Motivity

Саммари к бизнес-завтраку Как собрать онлайн-курс в соцпредприятии, пример Альтуризма

Альтуризм — социальное предприятие, которое работает по бизнес-модели турагентства и помогает городским жителям менять деревни. То есть туристы покупают билет в поездку, чтобы стать участников общего дела — восстановления церкви, посадки парка и т. д. Социальный турист сам платит за волонтёрство и получает удовольствие от участия в том, что важно для деревни. А жители деревни получают новый взгляд на свою жизнь и новый опыт.

В 2020 году команда Альтуризма выпустила онлайн-курс Незавалинка, развитие малых территорий. Команда правил игры оказывала методическую помощь в сборке курса.

 

После эфира с Катей Затуливетер нас попросили сделать сухой остаток в виде схем и алгоритмов. Я понимаю, что их вероятно не хватило, с удовольствием делаю саммари эфира в контексте именно методической части, образовательного дизайна.

 

1. Как выделить главное в своей деятельности, когда нужно перенести её суть в онлайн-курс? Если ты как социальный предприниматель учил людей социально-значимому действию, как ты можешь перелицевать это действие в виртуальную форму?

Как раз социальному предприятию это легче, чем классическому бизнесу. Допустим бизнес в карантин потерял возможность дохода. Скорей всего он будет искать способ вернуть доход. Социальный предприниматель идет в другою сторону. Он смотрит, что было для него смыслом и потом от него и миссии протягивает ниточку к доходу. Мы сделали так же. У нас не стало турпоездок в деревни. Но главное было и не это. Главным было научить людей в деревнях по-другому посмотреть на деревню, переосмыслить ее и себя в ней. Вот этому мы и должны были учить людей в курсе. Курс получился про мышление. Проактивное мышление человека, который может вовлекать в изменения через свою картину мира.

2. Курс был синхронным или асинхронным?

Мы решили сделать его синхронным, то есть набирали поток, который шел по графику вместе 2,5 месяца. Асинхронный курс — это выложенный на платформе контент, который человек может пройти в любое время, которое ему удобно, самостоятельно, без группы. Синхронный курс — это ответственность не только за контент, но и за взаимодействие людей. Ты и собираешь вместе не просто потому что тебе удобно так сделать. Ты в этом случае должен организовать их общение, поддержку друг другу, обсуждения тем, взаимопроверку заданий, модерацию и фасилитацию. А иначе — зачем они собрались вместе, не только же чтобы тебя послушать?

3. Как работала команда разработки курса?

Команда была немаленькой. Был продюсер — сборка и организация процессов, был комьюнити-менеджер — коммуникации, чаты, вопросы и ответы, работа с данными, был человек, занимавшийся грантовой заявкой и отчетом, был автор и идеолог — структура курса, сценарии и запись видеоуроков, был методист — баланс теории и практики, форматы заданий, был видеомейкер - съемка и монтаж видео, был пиар-менеджер — промо. Грант дал нам возможность запустить курс, а дальше он стал платным и теперь продается.

4. Какое решение показало себя хорошо?

Три статуса участника. а. Наблюдатель, без обязательств к заданиям, просмотр видео и вебинаров. в. Активный — обязательства по заданиям и участию. с. Продвинутый — успевающий все допматериалы — будь добр - две книжки в неделю. Это дало людям возможность нормализовать любую степень своей вовлеченности. Я не двоечник, я просто могу выбрать более спокойную роль.

5. Что делали с заданиями?

О! это сложный этап… Поскольку у нас не было цели передать стандарт знания, то тесты и проверка — не имели смысла. С другой стороны — тесты — это инструмент, работающий с сертификатами. На готовых платформах, а мы выбрали STEPIK, сертификат автоматически выдается по результатам тестов. И чтобы автоматизировать сертификат мы решились в конце курса сделать один тест с одним вопросом — вы выполнили все задания? И нажавший на кнопку получал сертификат. Мы не проверяли. Мы работали с доверием и это было нормальным решением. А задания были для самостоятельной и внутренней работы — познакомиться с соседями, проанализировать себя и свою мотивацию…

6. То есть задания не проверялись?

Мы их просматривали, но не проверяли. Раз в неделю был вебинар, где мы разбирали типовые и нетиповые формы выполнения заданий. Это хорошая форма.

7. Структура курса

Он состоял из 8 модулей. Каждую неделю открывался новый. Модули шли последовательно, усложняясь контентно. В каждом был примерно один набор тем: введение, видеоурок, задание, дополнительный материал, кейс по теме модуля

8. Интерактивная структура курса (об этом мы не успели поговорить на эфире, но это важно)

Следуя модели самонаправленного обучения Гроу мы вели участников в логике — зависимый — заинтересованный — вовлеченный — самонаправленный. Как это выглядело? Во второй половине курса, когда вебинары были уже не так важны, мы ввели сессии, где самые активные участники могли стать модераторами небольших групп. Здесь использовались интерактивные доски для совместной работы. Группы работали онлайн с историями слушателей. Смысл был в том, чтобы вывести их к роли софасилитатора. То есть группа не только двигалась по контенту, но и шла к усложнению форматов работы. Разумеется позиция ведущего тоже менялась, но наоборот6 от активной — в сопровождающей.

 

Что было вкладом нашей команды в этот курс:

1. выбор платформы

2. логика работы с заданиями и тестами

3. включение в структуру форматов работы в модели Гроу: увеличение доли собственной активности участника по мере продвижения к концу. В первой части — слушатель, во второй — разработчик, софасилитатор.

4. три статуса уровня активности, самоопределение на старте.


  • Сайт
  • Магазин