Маркетинг, Геймификация, Инструменты Мышления | Наши услуги!
HR платформа Motivity

Что такое городская модерация или опыт одной встречи перед реконструкцией квартала

Так получилось, что я люблю города, а муж мой любит работать на улице. То есть порой нам есть что обсудить) Например, как устроены пешеходные улицы Алма-Аты. У нас их две. Арбат — старая, Панфилова — новая. Сделаны он по-разному, но… Какой общий у них факап с точки зрения актера пантомимы, работающего на улице?

- Вот смотри, мы идем по прямой. Широкая прямая линия. Это та же самая дорога, которая была для машин, только теперь для них ее закрыли и отдали людям. Посадили деревья, скамейки поставили, киоски с мороженым и детские лазалки.

- А чего тебе еще нужно?

- Вот смотри: девчонки вышли танцевать, для них пешеходная улица — это сцена. Вон там музыканты устроились с усилителем. Во всем мире в таких местах есть те, кто хочет использовать толпу как зрителей

- И что?

- Смотри дальше… Девчонки танцуют, что с нами?

- Мы остановились и образовали круг вокруг них.

- Воот! И что, все, кто здесь стали зрителями?

- Да. Ой, нет. Вот эти хотят пройти дальше, но им неудобно, не идти же по головам танцующих. Стоят, ждут. Ой! Получается пробка на дороге!

- Воот!.. Никто об этом не думал, когда проектировал улицу. Она как была для машин, так и осталась широкой и прямой, только теперь это человеческий поток, который должен идти как на параде, с одной скоростью, никуда не сворачивая. То есть архитекторы воспринимают человека механистично. Он как управляемый механизм: простой, прямой, монотонный. Толпа, которая гуляет по широкой дороге, как в резервации, сверху вниз и наоборот.

 

И тут меня накрыло. А ведь мы никогда не делали разбора своих пешеходных улиц. Только радовались — вот, еще одна! А разбор полётов? Ведь всегда есть что совершенствовать? Но практики такой у нас нет.

 

И вот, недавно мы оказались на Ашимбаева, ниже Зеленого базара, на том самом месте, где Женя Морозова и Еркен Шахмухамбетов предложили сделать Исторический квартал. Потому что там и куча верненских еще домов и никакого статуса у места нет, никто о нем не знает, а его стоит и сохранять начать и смотреть ходить. Есть чем гордиться, однако. «Давай посмотрим будущую пешеходную улицу» - говорю. Мы проехались на великах по той самой Ашимбаева, представили как все может быть после реконструкции и довольные вернулись домой. Вечером я показали ему рендеры будущей улицы в Градоблоге Влада Филатова и опять услышала: «Скучно. Опять широкая и прямая улица. Где подходы к интересным домам, где карманы для активностей? Опять дорога, по который гонят трафик человеческий» Чёрт… А я ведь и не вижу этого.

 

Что делать? Я знала, что реконструкция Исторического квартала уже на носу. А любые изменения такого масштаба — надо обсуждать по закону. Благо, ребята из архитектурного бюро ТАЛ и управление зелёной экономики — тоже это понимают. Они, кстати, еще при прежнем акиме, сильно вложились в то, чтобы идея Исторического квартала  - из идеи перешла в категорию плана городской администрации. Времени было мало (его всегда мало), мы с ребятами собрали группу из местных и заинтересованных и — Поехали!

 

Мне не удалось дотянуться до всех, а хотелось. Поскольку в Историческом квартале еще фигурировал Туристический трамвай — нужны были и транспортники. От Трамвая город избавился несколько лет назад, но трамвайные пути в нижней части города остались и там как раз идет разворот рельсов. Транспортники не пришли, но наговорили мне свою позицию, которую я озвучила в группе за них. Это не лучший вариант в обсуждении, но что делать…

 

Кто пришел: люди, градостроители, интересующиеся историей и реставрацией, архитекторы, хозяйка антикварного магазина в этом районе, Еркен, автор идеи квартала и мой муж, актер пантомимы и пользователь пешеходных улиц. Куда пришли: в дом Баума, историческое тоже место, где мы планируем встречаться для обсуждений вот таких тем. Я показала концепцию, слайды, рендеры, фото столетних домиков казачьих офицеров, рассказала про позицию транспортников относительно трамвайного туристического аттракциона: они категорически против, потому что трамвайного депо в городе уже нет, эксплуатация одного трамвая будет дорогой, нерентабельно, более того — если город решиться довести до конца проект с новым скоростным трамваем — непонятно, что делать с историческим, как они будут делить рельсы? И дальше 2 часа мы обсуждали проект в логике городской модерации.

 

Что это такое вообще? Как правило, то процесс, в котором каждый из присутствующих отвечает на одни и те же вопросы: что нравится, что раздражает, что непонятно, как я вижу это в будущем, какой вклад могу внести лично и т. д. И так по кругу. И это только кажется, что вопросы одинаковые и пишут люди одно и то же. Люди разные. И архитектор пишет — непонятно, как разговаривать с местными жителями, собственниками домов о дизайн-коде, об открытых палисадниках, как это все к единообразию привести, как сказать, что улица будет непроезжей, что ставни на домах не надо сжигать, а надо сохранить, реставрировать, как об этом договориться? А на след круге встает Анна, хозяйка магазина в этом районе, берет маркер и говорит: я знаю как с людьми разговаривать, там два типа жителей — арендаторы и хозяева. С арендаторами хорошо работает язык санкций и штрафов, когда они понимают финансовую ответственность — все правила выполняются. А с хозяевами надо говорить о пользе для района и для них лично, возможно, обещать какие-то льготы, помощь с документами и вообще иметь козырь для торга. Тоже хорошо работает. У меня просто мозг взорвало. Вот оно: два типа жителей и две стратегии переговоров. И нам человек это принес на блюдечке. Более того — обещал помощь в переговорах, потому что Анна многих там знает. Вот оно, чудо модерации. Но это далеко не все: мой муж написал — не представляю как организовать контакт с администрацией города. Через время маркер взяла Назерке, руководитель архитектурного бюро и сказала — мы готовы быть мостом между администрацией и жителями, объединить все необходимые нам службы и управления — будет трудно, но надо.

 

И, наконец, о пешеходной улице. Мой муж, видимо, подготовился к этому обсуждению, посмотрел какие-то видео, что-то почитал или он сам по себе такой умный — не знаю, но когда он говорил о поведении людей на улице, я хотела, но не могла его остановить. «Вы когда-нибудь путешествовали по реке? Вспомните, когда вы искали место для стоянки, что вы выбирали? Берег, где река бежит? Нет, наверное, вы искали заводь, где река изгибается и образует лагуну, стоячую воду, где река виляет. Там спокойнее. Вот так же на улицах нужны заводи, потому что даже в архитектуре самое интересное и дорогое — это попытка уйти от прямых углов, Гауди, к примеру. Все живое стремиться срезать углы, дорога всегда прямая, а тропинка в лесу — извилистая. Поэтому люди больше любят тропки. Пешеходная улица — это завод, это выведенный наружу двор, эта улица не должна быть похожа на улицу, скорей на дом». Было странно, но архитекторы поняли эту мысль. Я сама, наконец, поняла, чего мне самой не хватало на рендерах, где я видела мощение, велодорожку, скамейки. Вроде все как надо, но как-то пусто и — как везде. Все наши пешеходные улицы — похожи друг на друга как счастливые семьи Толстого. Влад, прости, что я использую твой Градоблог в таком контексте. Благодаря твоему эксперименту с территорией я много чего поняла. Если бы я этого не увидела глазами, то всей этой истории, разговора с мужем, модерации, - могло бы и не быть. Конечно, впереди куча дел. Будут еще встречи с жителями и они, конечно, дадут нам по голове. И не раз. Одни казаки чего стоят) А они тоже пользователи места. И женский монастырь. И кафешки. И много кто...

 

P.S.: Но вот еще один эффект модерации. Постэффект. Когда люди выходят из потока общего думания, он еще некоторое время их не отпускает. Появляется лишняя энергия. Мы вышли во двор, к жадному в этом году на тепло сентябрьскому солнцу и неожиданно для себя придумали провести через две недели ярмарку. Где местные жители смогут устроить распродажу вещей, которые у них в закромах есть, куда мы сможем позвать уличных артистов, и муж мой обещал выйти на улицу Ашимбаева поработать Живой Статуей. Где мы сможем с местными познакомиться, спросить, чего они хотели бы, где бабушки смогут заработать на пирожках и чаёчке, почему бы нет. И поговорив, мы поняли, что затратным этот процесс не будет, если поискать общие интересы — кто выставит свои продукты, цветы и семена, кто откроет для посетителей свой туалет, это важно), кто даст столы, кто из соберет — все это можно сделать силами комьюнити, которое там точно есть.

 


  • Сайт
  • Магазин