Маркетинг, Геймификация, Инструменты Мышления | Наши услуги!
HR платформа Motivity

Креативная экономика Алматы. Что с ней не так? Мнение эксперта

26 декабря 20 года, в Алматы,  в театре Трасформа по приглашению QazUrban выступил Свят Мурунов, урбанист, философ, социальный инженер, как он себя называет.

Он был с нами 3 часа первые два говорил о том, как развивается креативный кластер в постсоветском пространстве, а последний мы вместе пытались ответить — почему кластер с таким трудом зарождается у нас. То, что увидите ниже — это конспект обобщенной лекции Свята в этой теме. Похожие лекции он читал в Ижевске в 16 году, в Магнитогорске в 19-ом, чего из них не стал повторять у нас, но конспект цепляет тему целиком, но… Лучше послушать запись это лекции в любом городе, а потом посмотреть конспект. Здесь запись нашей встречи: первая часть и вторая , записанная Асхатом Садуовым, инициатором встречи.  Потому что сухой остаток без баек автора хорошо, но скучноват. А пересказывать байки за автором лекции — скучно автору конспекта. То есть мы предлагаем вам неким мультимейдиный продукт, который хорош целиком. Но как две отдельные части — видео и текст — тоже вполне способен существовать.

 

Откуда появляется у нас креативная экономика?

Нефтяники заработали и сформировали капиталы. Передали их девелоперам. Сейчас девелоперы должны передать их следующему классу, но тут произошла заминка. Потому что наследники капиталов — это креаклы (креативный кластер), а как работает эта экономика — непонятно. 

Четыре субъекта креативной экономики в городе:

 

Генераторы — хипстеры, художники, музейщики, ученые, - авторы образов, метафор о локальной истории, новые культурные коды, переосмысление жизни. Те, кто способен вдохновить, дать энергию. Чувствуют потенциал территории. Это их предназначение.

 

Проблематизаторы — активисты и служащие из контактной зоны (врачи-педиаторы, которые ходят на вызовы, сотрудники акимата, которые выезжают на точку), социологи, психологи

 

Решатели — бюро и лаборатории, предлагающие услуги. нет славы и внимания, локальный рынок не вдохновляет, задач никто не ставит

 

Делатели — заводы, предприниматели в сфере услуг, покупают технологии в других странах. Франшизы и готовые решения издалека. Быстро начинают конкурировать, потому что все срисованные решения — плюс-минус — одинаковы.

 

Экспортёры - они приносят деньги, обменивая внутренние продукты, сформированные в городе - на деньги. Обычно деньги не в городе, они за его пределами. Нужна развитая торговля, туризм - для добычи денег. Обмен впечатление и смыслов на универсальный эквивалент ресурсов. В креативной экономике нет добычи и обработки, только  

Три компетенции (новые профессии), возникают на пересечении 5-и субъектов:

 

а. Городской куратор (городской политик, связь проблемы и смысла, генератора и проблематизатора).

в. Продюсер (предприниматель, продюсер-модератор, серийные предприниматели, организаторы горизонтального управления, фасилитаторы, понимающие как склеить кооперацией. Он связывает тему, которая получилась у куратора — со всеми остальными как исполнителями)

с. Маркетолог-методолог. Видит и описывает новые рынки, создает их и продвигает инновации. В креативной экономике нет запроса. Его надо формировать постоянно. В этом его функция. Туризм, мода, культура, киноиндустрия — двигатели инноваций. Маркетинг все время продвигает инновации. Рынки рождаются и умирают, если мы говорим о рынке продуктов. Диски — продукт, рынок которых родился и умер на наших глазах.

 

Наша экономика является догоняющей или имитационной. Генерация решений — мы все украли, ничего не изобрели, мышление (как способ перехода на новый уровень сборки экономики) было не нужно. Все вдохновляются в инстаграме. Внедряют западные кейсы, нанимают иностранных консультантов. Прервана поколенческая цепочка. У нас нет бизнесов, которые ведутся 500 последних лет. Мы больше не передаем традиции, ремесла и наследие внутри семьи и сообществ. Их надо передавать каким-то иным способом. Похоже, что это новая функция образования. Кооперация в творческом кластере — дефицитная компетенция. И новые виды деятельности и новые городские профессии — будут связаны с ней.

 

Байки

а. океанариум Кагалыме. Нефтяники построили океанариум. Под этот проект нет компетенций, нет запроса, нет никаких ресурсов кроме денег. Семьи нефтяников каждую неделю ходят в океанариум под давлением, иначе его придется закрыть. Типичный пример развития через западный кейс. Украсть идею и реализовать у себя. Но не привязанное к локальной теме или истории — неустойчиво и дорого.

 

в. стрит-фуд-фестиваль, фестиваль как сбор аналитики. Наблюдение и интервью

не новости, а аналитика, закрытость. Хороший пример решения, где две задачи решаются в один клик. И событие и исследование. Два решения в один клик — это характеристика креативной экономики. Если решение, которое вы нашли имеет эту характеристику — оно точно из этой темы.

Про аналитику и данные: аналитика рождает прозрачность, а прозрачность — доверие. Доверие рождает социальный институт (традицию и практики), из социальных институтов появляется экономика.

 

с. Норильск как космическая станция. Метафора норильского художника. Субботник в полярную ночь. Дети собирают и сортируют отходы в космических костюмах, а родители из школы управляют этим процессов как с космического корабля. Все в восторге.

 

Экономика: индустриальная и постиндустриальная

Вертикально дезинтегрированная экономика в креативной не работает. Город — это комьюнити. А кто в этой схеме главный? Никто. И все.

Индустриальный город и неиндустриальная экономика. Это новый вызов. Это городской парадокс, из которого могут появляться решения, как из шляпы фокусника. Город - это сложная система. Комплексный анализ территории — это тоже сложно. И не под силу одному человеку, эксперту или городскому герою. ТЗ нельзя писать себе самому. Если вы это делаете, то неизбежно впишите туда все, что умеете делать. Независимо от того, что нужно заказчику. Это отказ от реальности. Этим страдают многие градостроительные, архитектурные проекты и проекты благоустройства (от себя добавила бы - не только эти сферы...).

 

Глобальное и локальное

Если мы не можем понять, какая идеология работает в городе, то можем пойти от локального - упаковать город как идеологию. Для этого нужно сделать простое упражнение.

Вопросы: На что в городе можно смотреть, чтобы понять его идею.

  • Ландшафт.
  • Характер Деятельности.
  • Опыт.

Ответы: какие вы, а не что у вас есть.

Бизнес неконкурентен, все купили одни и те же китайские технологии. В этом случае конкуренция — демпинг (результат — все нищие) и коррупция (все куплено). Неустойчиво. Поиск уникальности — здесь есть шанс на устойчивое решение. Сложная комплексная кооперация. Сложные решения, две проблемы в один клик. Хипстерам, исследователям и идеологам простые решения неинтересны. В этой ситуации они просто уезжают и кучкуются в мега- и гига-полисах. Местах, где возможно создавать кластеры. Кластер — обмен идеями, технологиями и территория взаимоопыления. Какое разочарование настигает криакла в иммиграции? Он оторван от наследия, локальной истории, идентичности как источника вдохновения. Он вдохновляется глобальным, западным и универсально привлекательным, как и все остальные. Он больше не может продавать свое мировоззрение и мышление, он начинает продавать свои навыки, то есть из художника или писателя становится ремесленником или статистом.

 

Вопрос на полях: городская экскурсия как маршрут по мастерским художников — как может возникнуть такая идея и такое решение в городе?

 

В чем проблема Алматы?

Есть компетенции, есть игроки, есть проекты, есть стратегия развития креативных индустрий, но нет креативного кластера. Есть история, где были попытки его зарождения, но все это история неуспеха. а. Трамвайное Депо. в. Валиханова 27. с. Q-lab.

 

Трамвайное депо. Инициирован администрацией с провокации активистов и НПО

Не смогли отдать под ТРЦ (сопротивление активистов, необходимость электоральной лояльности).

Не пошли через соучаствующее проектирование (не хватило воли и понимания механизмов)

Не пошли через конкурс до конца (не хватило открытости и прозрачности, плохой компромисс)

В результате — много неудовлетворения, обид, неверие в успех, недоверие институтам и конкурсам, деградация территории

 

ArtQraft. Инициирован МСБ (старый дом на Валиханова 27, 50-е года постройки)

Причины неудачи по мнению инициаторов (маркетинговая и арт-студия):

Неопытность, неустойчивая бизнес-модель

Недооценили риски в арендных отношениях

В результате здание выкупили все инвестиции пропали

 

 

Q-lab (Бывший музей Алматы, отдел Генплан), инициирован администрацией города

Не могут пока обосновать независимость от госструктуры (финансовую, идеологическую, инфраструктурную)

 

На чем мы застряли? Все три истории — не отрефлексированы. То есть —

а. не проанализированы, не извлечены уроки — что было правильно, что не очень, что можно взять в будущий опыт.

в. много эмоций, недоверия, обид игроков друг на друга (архитекторов и госструктур, архитекторов и архитекторов).

Рефлексия — это важный публичный процесс, где все игроки могут поделиться удовлетворением и неудовлетворением, понять друг друга, понять ситуацию, извлечь смыслы из произошедшего.

 

Выход: встречаться и обсуждать проблемы и задачи. Без этого новый проект, связанный с креативным кластером возникнуть не сможет. Ибо нет доверия, нет кооперации, нет взаимообмена и взаимоопыления.

Блиц-интервью, в котором Свят сам отвечает на вопрос — почему в Алма-Ате так сложно с креативной экономикой, хотя казалось бы — все есть для этого — смотреть ниже.

 

Надежда Червякова, 26 декабря — 3 января

Конспект представляет собой — мою интерпретацию лекции Святослава Мурунова, все, что вызывает несогласие с текстом — может стать предметом обсуждения со мной в любом из каналов: youtube.com/c/igroprav/videos chernadezhda@yandex.ru, 8 777 236 42 98, Надежда Червякова в ФБ

А здесь цифровой творческий кластер — ресурс Свята Мурунова, который он рекомендовал, наслаждайтесь...

 

 


  • Сайт
  • Магазин