Нами управляют не факты, а имиджи фактов...
Я не знаю, что решит суд относительно ответственности Сулпак в историю в дубовой аллеей. Мой фокус — в другом. «Нами управляют не факты, а имиджи фактов». Независимо от решения суда имидж компании уже пострадал. Всё. Тут надо думать — что делать дальше? Причем всем: что делать городу, и что делать бизнесу? Обеим сторонам.
Если опустить алгоритм антикризисных коммуникаций — пусть этим занимаются PR-менеджеры — очень интересно, что можно сделать с каждой "потерпевшей" стороны?
Сначала посмотрим, что сделали уже:
Активисты. Посадили 30 деревьев. 26 ноября. Поздновато по погоде, нерационально. Но понятно с точки зрения порыва и потребности «сделать хоть что-то».
Управление зеленой экономики. Предоставили 30 деревьев. Запросили экспертизу по срубленным дубам. Проинформировали о результатах. Ну тоже действие.
Бизнес. Тут все сложно. Да, хороший ход - повиниться. Хорошим ходом было бы — посадить где-то зеленые насаждения, где есть нужда. Но это весной. А что сейчас?
Помните ролик Стокгольмского метро, где параллельно с эскалатором установили лестницу-пианино? И все ходили по ступенькам, потому что можно было «играть» ногами. Вовлечение через развлечение. Польза, фан, вирусный эффект. Кейсу и ролике 10 лет. И мало кто обращал внимание на логотип в конце. Volkswagen. Он был заказчиком. Дело в том, что в тот момент у бренда были проблемы в публичном поле. Какой-то заводской брак, много возврата авто, негатив в сетях, ну как обычно. И что сделал Volkswagen? Нашел ребят, которые делали креативные инженерные фокусы в городской среде и заказал серию таких публичных аттракционов. Все оцифровали. Люди решили сами. Идеальный формат антикризисных коммуникаций. Несколько лет я спрашиваю себя: когда мы что-нибудь подобное будем готовы сделать? И вот, 23 ноября 20-го года я понимаю — мы готовы…
Пример с лестницей в Стокгольме не просто история. 10 лет назад случилось чудо и мы получили маркетинг нового типа: ценностно-ориентированный. Компания не стала снимать новую рекламу, не арендовала площади в городах, не поставила билборды, визуальный мусор, как их сейчас называют. Они создали временный арт-объект, имеющий фан, смысл и пользу и уже его забрендировали. По сути отсюда и начался бренд-урбанизм.
Бренд-урбанизм — это сотрудничество между городом и брендом, при котором бренд запускает или финансирует некий проект в обмен на его визуальную узнаваемость.
Но официальным началом истории считает случай не крупного бизнеса, а среднего. Которому не хватило денег на рекламную кампанию и он… взял и поставил в городе автобусную остановку. Это все, на что средства были. Как ему это пришло в голову? Я не знаю, но это гениально. И просто.
В целом модель работы напоминает социальное предпринимательство. Заказчик, как же как соцпредприниматель выбирает не более выгодные ниши рынка для получения прибыли, а те, где нужна поддержка в решении социальных проблем. Соцпредприниматель не получает сверхприбыли, но точно знает, что делает то, что нужно. Он не выгорает, не тратит денег на рекламу товаров, - его поддерживает комьюнити, заинтересованное в его товарах, потому что товары решают их проблемы.
Так же и Бренд нового времени не тратит средств на рекламные щиты, он делает что-то полезное для конкретного района, для конкретной ЦА и брендирует сделанное. Например, каток, спортплощадку или «заплатки» на тротуаре в процессе ямочного ремонта.
Как это происходит?
Откуда Бренд знает — что именно нужно делать?
У него есть посредник в лице маркетолога, урбаниста, активистов, администрации города, регулярно собираемых опросов и проч...
BrandUrbanStudio, Москва
Что бы я предложила бизнесу, вот если серьёзно, - без проклятий, морализаторства, по делу?
1. быстрое решение, возможно, с геймификацией, взять одну городскую проблему (серию) и сделать из нее вирусный кейс (серию кейсов вирусного маркетинга)
2. долгое решение - сформировать внутри PR, маркетинг или HR-отдела направление работы с ЦУР (устойчивое развитие), включение работы с социальными задачами, сюда и практику модерации с активистами и хабы и образовательные и эко-проекты
Такие быстрые игровые, прикольные решения на уровне иллюстраций - уже есть почти во всех ольших городах: Париж, Берлин, Москва, Стокгольм...
Практически все примеры являются формами управления поведением с элементами геймификации. Многие — заказ компании Volkswagen, у которой были проблемы с имиджем 10 лет назад и вирусный эффект временных социально-ориентированных решений должен быть перекрыть негатив в медиапространстве. Все кейсы - яркие, креативные решения, сформированные на парадоксе и сделанные профессионалами.
Аргументы за долгое решение
- тренд социально-ориентированных коммуникаций с потребителями — это надолго
- «бизнес со смыслом», «бренд со смыслом», запрос потребителей на вовлечение в проблема города, экологию и физическую среду горожан — новая повестка маркетинговых коммуникаций
- представители НПО предлагают ввести антирейтинг компаний по экологическому воздействию с прямыми финасовыми обязательствами по закону.
Поэтому формирование сообщества внутри корпорации с акцентом на внимание к городским, социальным и эко-задачам — просто вопрос времени. Такие сообщества уже есть во многих компаниях страны.
Предложения по действия внутри сообщества:
- помощь в организации опросов и составления рейтинга городских проблем
- участие в школе городской интеграции (штурм и поиск решений)
- регулярные встречи и ивенты с городскими активистами
- проводить ежегодный хакатон с вовлечением горожан, где поиск решений будет приобретать форму прототипов проектов
Надежда Червякова, бизнес-тренер, игротехник, урбанист
Юлия Казакова, фасилитатор групповой креативности
Евгений Поцебин, маркетолог
Правила игры, команда, которая умеет работать с вовлечением через:
- игру и фан,
- пользу и смысл.
Во что бы мы не играли, мы играем серьёзно!