Проект, который в казахстанском Beeline недавно закончился, скромно именовал себя "марафоном". Но по сути это был настоящий гейм-проект, короткий, простой, но интересный тем, что совмещал в себе две задачи: мотивационную программу для сотрудников и благотворительную кампанию для одного карагандинского родительского фонда. Выглядело все незатейливо: сотрудники компании регистрировались в STRAVA, известном приложении для спортсменов, его хорошо знают бегуны, - первый месяц в нем бесплатный, и приложение считало их шаговую нагрузку. Задача была - собрать как можно больше шагов суммарно, этот результат компания оцифровала в деньгах, а благополучателем был общественный фонд родителей детей с аутизмом (сообщество родителей существует на средства самих родителей, без всяких спонсоров). Таким образом схема получилась похожей на фандрайзинг в интеллектуальном волонтёрстве, когда некий лидер мнений делает стрим и собирает пожертвования зрителей, в таких эфирах обычно каждый вопрос стоит какую-то сумму денег. Но эту пожертвования получает тот, кто нуждается в помощи, его заранее выбирают организаторы. Прекрасная практика, где эксперт не затрачивает ничего, кроме времени и получает то, что ему и нужно - внимание и контакт с аудиторией, - плюс позитивный имидж, а нуждающийся в средствах получает средства, которые сам собирал был долго. В процессе три стороны: эксперт, аудитория и автор запроса. Их коллаборация дает эксперту еще больше славы за счет сопричастности к хорошему делу, аудитории - контент+высший смысл, а авторы запроса получают то, что запрашивают. Игра с ненулевой суммой. Все три стороны - в выигрыше за счет дополнительного смысла "причинения добра". Классика кооперации вместо простого рыночного обмена "ты - мне, я - тебе". новая схема выглядит примерно как "ты - мне, я - ему, а он - нам".
Коллеги из Билайна использовали эту же схему. Но когда я спросила: как вы её изобретали, Анар Жумагулова, специалист по социальной корпоративной ответственности рассказала такую историю: - У нас большой опыт волонтёрства, мы много лет занимается организацией адресной помощи, причем много сотрудники делают непосредственно сами: не просто через данейшн, а физически едут и покупают технику, оборудование и всё, что нужно нашим подопечным, серьезно подходя к пониманию их потребности. И мы точно знали, что опираемся не на пустоту, что отклик на программу точно будет. Это - первое. Еще один ресурс, который тоже был - это практика отношения к здоровью и активному образу жизни. Здесь мы тоже были уверены, что проект не провалится, люди подхватят. Это второе. Плюс - мы компания, которая работает с технологиями. Наши люди - уверенные пользователи разных приложений, любят пробовать что-то новенькое из цифрового мира. Это третий ресурс. Мы просто их соединили. И не стали усложнять. STRAVA - готовое приложение, которое можно скачать. Да, мы могли бы разработать свое, но зачем? Мы сделали проект коротким, чтобы он не успел надоесть. Мы наградили топ рейтинга персонально, верхнюю сотню участников, - это важно. Мы сделали прозрачным процесс передачи средств комьюнити родителей. То есть, если вы меня спросили как сделать простое красивое устойчивое решение в социальной сфере для корпорации, я бы сказала так:
А. инвентаризировать ресурсы корпоративной культуры, потребности тем, кому хочешь помочь и технической стороны.
В. сделать это простым и понятным.
Если использовать ресурсы культуры и традиций, если смотреть внимательно на то, что есть, а не пытаться украсть "западный кейс" или "историю успеха" - всё получается очень органично, а главное - решение становится устойчивым. То есть люди подхватывают, развивают, просят продолжения. В нашей истории было так: мне стали писать коллеги из других стран с просьбой включить их в проект тоже. То есть идея вышла за границы Казахстана. Сама. А потом предложили подумать как масштабировать проект и включить помимо сотрудников - и клиентов тоже. Я задумалась. Мне кажется - всё реально. Просто надо подумать, поисследовать, попробовать. Мы это не называли геймификацией, но раз вы считаете, что это она, значит есть какая-то методология, так?..
Именно так) Если разбирать этот проект методически, он довольно прост: из механик - баллы, рейтинг. Конвертация баллов в реальные деньги, но не с целью наградить победителей, а с целью помочь третьей стороне. То есть глобальные мотивы игры - достигаторство и миссия или высший смысл. Беспроигрышное сочетание. Метафоры или сюжета в игре нет. Но если делать ее дольше по времени, то она может появиться, потому что надо же как-то удерживать внимание во времени. Наверное, каждый месяц долен появиться новый вызов. Возможно, имела бы смысл командная игра, соревнование подразделений. В общем, есть о чем подумать. Наш разговор с Анар - целиком на канале Igroprav.