Хакатон, Геймификация, бизнес-игры, Образовательные программы, городская модерация | Наши услуги!
HR платформа Motivity

Быстрая сборка гейм-проекта или как поднять игру из плоского мира в 3D

Быстрая сборка геймификации. Довольно редкий сценарий. Но — возможный. Когда партнер/заказчик — мыслит как разработчик. В этом случае — диалог с ним — может стать базой для проекта. Вот один такой диалог, переданный довольно близко к реальности. От задачи — до масштабирования. Попробуйте проследить за мыслью разработчиков — это не очень просто, но если получится — вы сможете собирать такие проекты в своей голове самостоятельно. Поехали!

 

- Надя, смотри, у нас есть одна большая компания и куча ее дистрибьюторов (рисует в блокноте схему, похожую на солнышко с лучами, каждый лучик которого заканчивает буковкой D). Компания обучает и продажам, и продукту. И все хорошо, есть лояльность. Пока не появляется Конкурент (другое солнце, которое прямо хочется нарисовать черненьким, злодей), который приплачивает продавцам лично за каждую продажу. Крупные иностранные компании не могут позволить себе, по своим политикам, товарно-денежные отношения с каждым продавцом лично. Там есть контракт с Дистрибьюторской компанией. Но…

- Ты хочешь устроить соревнование между Дистрами за приз, который не обязательно может быть денежным, скажем стажировка или любая другая мечта продавца и так обойти политики. Если посмотреть на деньги просто как на универсальный эквивалент, которые люди обычно обменивают кто на нужду, кто на мечту, так?

- Точно! Таким образом они получат и фан и награду (не деньги). Но придется придумать эту штуку…

- Назовем это программа нематериальной мотивации продавцов. В чем они будут соревноваться, в продажах?

- Обязательно. Иначе такую программу не продать в компании, если в центре не будет основной цели бизнеса, но …

- Соревноваться только по по показателям продаж скучно?

- Точно! Их и так «задрали» этими показателями. Если игра будет зеркалом отчетов — кому оно надо?

- Зришь в корень. Чего добавим?

- А чего обычно добавляют?

- Ну если количественные показатели — хорошо продаются, но этого и так много, значит добавим качественных, это у нас что?

- Продукт. Знания о продукте. И продажи. Знание техник. То есть обучение?

- Идеально. Так обычно и происходит. В центре динамика проданного продукта в штуках или деньгах, а вокруг — то, что помогает продажам. Знания — о продуктах и продажах. Эта информация есть?

- Конечно. Значит платформу можно брать учебную. LMS-ка пойдет?

- Да. Но часть работы придется ручками делать. Показатели динамики продаж в дистрабьюторских компаниях (я тыкаю в буквочки D на концах лучиков) в эксельке. Это придется скринами выкладывать. Если автоматизированной платформы нет, которая сама формирует рейтинг из данных о продажах.

- Понимаю. Найдем людей на операционку. Что у нас получается?

- Соревнование команд. Раз в период (например, в неделю) обновляется их рейтинг. Что делаем остальное время, чтобы скучно не было?

- Придумываем квестики по обучению продуктам и продажам. Я сочиню.

- Да, и выкладывать будешь по контент-плану. Разные виды контента, как в smm. Сегодня - продажи, завтра - продукты, послезавтра — история компании, а потом что-то прикольное…

- Да, пусть выйдет на улицу, соберутся группой, съездят в автосалон, посидят в мерседесе, выложат фоточку…

- Отлично! Добавим фана. Что не как в анекдоте у путаны со слесарем: берег моря и — станки, станки, станки… Без игрового удовольствия — на накроется. Раз в неделю обязательно что-то по «наружу», коллективное действие или мемчики свои рабочие пусть публикуют

- Понял. Что еще нужно?

- История нужна. «Добавим космической байды», как сказал один кинопродюсер. На что это похоже?

- На путешествие, приключение, путь… На автогонку. Бензин — это продажи. Но Все остальное — содержание машины в порядке — тоже важно, иначе не доедешь.

- И команды — это экипаж. То есть соревнуются не люди, а команды. Хорошо. Что помимо командного рейтинга будет? Персональной славы добавим?

- Надо. Лучшие ответы на возражения будем публиковать.

- Кто будет оценивать какие лучше?

- Сделаем взаимную оценку, как на Курсере или в курсе Тарасова

- Голосование?

- Да

- Нормально, вовлечем во взаимное оценивание. Отличный план. Чего не хватает?

- Хочется верхних, директоров тоже втянуть, можем?

- О… это интересная история. Смотри, тут придется посмотреть на игру, на нашу гонку в объеме. В 3D. Вот, в примеру, футбол. 22 бугая один мяч перекатывают. Две команды. Они игроки. А кто еще играет?

- Зрители?

- Да, причем их несколько категорий. Разных. Часть — на стадионе. Часть — перед телевизором. Часть — фанаты. А еще есть чир-лидеры, жюри матчей, еще есть букмекерские конторы и проч… Если мы посмотрим на твою гонку объемно, кто там ещё, кроме экипажей-участников?

- Ну тоже зрители. Спонсоры. Организаторы. Те, кто болеет, делает ставки… О, а если директоров компаний сделать спонсорами экипажей и сделать так, чтобы они не просто получали барыш, но теряли что-то? К примеру, они дают процент скидки на редкие товары. Но победы или проигрыша экипажа скидка либо уменьшается, либо увеличивается. Грубо — я поставил на вас, ребята, свою машину (условно) и я заинтересован, чтобы вы победили. Это круто!

- И тут большой дисклеймер: это виртуальная игра, виртуальная гонка с виртуальными призами, никакого игорного бизнеса!

- Да-да… Слушай, но тогда же мы сможем вовлечь и других сотрудников. Постепенно. Сначала продавцов, потом дизайнеров, мастеров, офис, да?

- Да, если мы возьмем готовый мир: гонки или фэнтейзийный мир Marvel — откуда будем будем доставать персонажей, правила, отношения, стилистику. В кино, литературе или играх это называется — Вселенной. Если у тебя есть Вселенная, ты можешь сделать игру вечной и запускать каждый сезон с обновленным сюжетом и уровнем сложности. Сначала продажи - один, потом офис — второй, потом директора со ставками — третий сезон. Сериал.

- Ничего себе! А я думал, что три месяца и всё. Дальше одно и тоже. Скучно же становится. А тут можно все разворачивать…

- Как гармошку, да. Если у тебя год — сразу планируй 4 трехмесячных цикла.

- Так, что мы забыли?

- Ну посмотри и подумай…

- (упираясь взглядом в почеркушки с солнечными лучиками) Призы?

- Ага. Причем и финальный и промежуточные. Ну это ты сам придумаешь...

 

Описанный пример является редким исключением из правила. Случаем, когда заказчик схватывает на лету и сам геймифицирует свою задачу. Именно поэтому этот пример так приятно описывать и именно поэтому он является хорошим методическим материалом.

 

Выводы. Вы можете использовать их как тест для проверки себя на двух уровнях:

а. Насколько я понял то, что только что прочёл?

в. Могу ли я запроектировать свою собственную задачу в бизнесе или жизни как игру? Для этого уровня — сделайте паузу и найдите подходящую задачу. Снова - поехали!

Для геймификации в бизнесе (жизни) нужно:

  • понимать какую проблему мы решаем (какая задача была в этом кейсе? какая задачка у вас?)
  • нужны оцифрованные показатели (как мы поймем, что игра заставляет людей действовать по-новому?)
  • ключевой показатель лучше чтобы был связан с доходностью или приоритетной задачей
  • но кроме ключевого показателя должны быть и фоновые, которые помогают ключевому быть достигнутым (продажи-рабочее место-участие в совещаниях и т. д.)
  • кроме ключевых и фоновых — добавьте фана (рабочие мемчики), коллегиальности, выхода в реал (это важно на удалёнке)
  • посмотрите на что это похоже, подберите историю из жизни, кино, сказки, фэнтези и проч.
  • если игра командная — добавьте индивидуальной славы. Если индивидуальная — добавьте коллегиальной оценки выполнения задач, публичной благодарности
  • игровое поле, что это будет? Платформа (от 50-ти человек - точно), плакат в офисе (до 50-ти можно и на коленке, без автоматизации)
  • сколько времени длится игра? Короткий цикл — квартал. Хорошо для пилота. Длинный цикл? Подумайте…

И наконец, - на что игра похожа, если она не плоская? Какие категории игроков еще могут быть в ней? Посмотрите на нее как на вселенную или экосистему? (наш футбол: поле, стадион, трансляция чемпионата, ставки…) Если вы хотите вовлечь верхнеуровневых участников — дирекцию, правление — найдите соответствующую им роль в системе. Если получилось — поздравляю — вы увидели свою игру в 3D плоскости.)

 

 

 


  • Сайт
  • Магазин