Маркетинг, Геймификация, Инструменты Мышления | Наши услуги!
HR платформа Motivity

Не ручей, а море

«Не ручей – море тебе имя.»

Людвиг ван Бетховен

Темой моей дипломной работы в алматинской консерватории, где я училась на факультете «История музыки» была «Иоганн Себастьян Бах «Музыкальное приношение». «Почему Бах?» - спросите вы. Или не спросите, но я все равно отвечу – потому что такой масштабной фигуры, как Бах, не было и не будет в истории музыки.

Если брать смежные виды искусств, его можно сравнить разве только с Микеланджело в скульптуре и Данте в литературе. И вот почему…

Эпоха, в которую жил великий Бах была тоже великой и называлась Барокко. Наверняка упоминание «барокко» вызывает у вас образы витиеватых лестниц и помпезных зданий. Множество палаццо -  дворцов по-нашему, построены в этом стиле. Это роскошь, золото, размах! Реально «жемчужина причудливой формы»!

 

В музыке барочные принципы тоже нашли отражение: появилось много новых музыкальных жанров, усложнилась манера исполнения. Кстати, появились новые способы игры на различных инструментах. И опера! Именно тогда появилась опера! Это же настоящее роскошество! Вряд ли она бы появилась во времени строгого Классицизма. И, избави Боже, в эпоху Романского стиля.

Самое интересное, что такой стиль исполнения – украшение мелодии всякими музыкальными завитушками – мелизмами – имело под самой весьма прагматическое основание: клавесин - главный светский инструмент, имел «щипковую природу» извлечения звука. Наверняка вы заглядывали внутрь фортепиано и видели (трогали) молоточки, которые стучат по натянутым струнам и извлекают тягучий звук. У клавесина вместо молоточков было перо. Да-да, это перышко на конце бруска цепляло струну из жилы, и получался очень нежный, очень узнаваемый и очень короткий звук.

 

Для того, чтобы этот звук продлить, нужно было совершать вокруг него всякие музыкальные кунштюки – украшать звук трелью, форшлагом, групетто или морденто.

 «Ага!» - опять скажете вы. «А Бах-то тут при чем? Он же весьма почтенный композитор, сочинявший очень серьезную музыку!»

А вот и нет, а вот и нет! Сейчас начну развенчивать имидж «серьезного» композитора и человека.

Полифоническая музыка, в стиле которой творил композитор, действительно очень непростая. Эти произведения починены строгим законам структуры, размеров и даже голосоведения. Однако Бах, наслушавшись итальянцев Вивальди и Корелли, перенял от них некую …свободу музыкального изложения. Не один раз его работодатели – князья и герцоги – упрекали Иоганна в том, что его церковные произведения имеют очень светский характер: слишком динамичны, слишком напевны. Его обвиняли в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину»

Бах занимал всегда приличные должности при дворе. При этом он не гнушался подрабатывать на свадьбах и похоронах. И писал для этого мотеты, которые замечательно исполняли мальчики из церковного хора. Пользовался, так сказать, служебным положением - он же капельмейстер этого хора!

Бах был всегда открыт к познанию новых стилей и жанров. Очень любил и уважал композитора и органиста Дитриха Букстехуде. Говорят, что Бах прошел 50 километров пешком, чтобы только услышать его игру. Кроме того, будучи органистом церкви Св. Бонифация в Арнштадте, он самовольно отлучился на несколько месяцев (!) в Любек, чтобы поучиться органному мастерству у Букстехуде. И это, конечно, вызвало недовольство его хозяина, который не преминул его уволить, несмотря не талант и мастерство органиста.

Надо сказать, Баз ничуть не расстроился и нашел себе работу еще лучше.

Кстати, о профессиональной дружбе и личной симпатии Баха и Букстехуде ходило много историй. Говорят, многое не подтверждено. Но интересно…

У господ органистов было такое милое развлечение: они присылали друг другу музыкальные ребусы. Как правило, это была коротка тема, на которую нужно было создать несколько импровизированных вариаций. И только тогда открывался тайный смысл, зашифрованный какой-либо строкой из Библии.

А как они понимали этот шифр?

Как я говорила, барочная музыка отличалась рядом особенностей. От Средневековья она унаследовала сакральную риторику, некий музыкальный символизм, который, кстати, понимал практически каждый. Ну, например, слушая в церкви мессу, в которой звучали нисходящие полутоны, каждый понимал, что это «Lachrymose», то есть «Слезная». И эти полутоны подобны всхлипыванию по страданиям Христа. А если они слышали активную восходящую сексту, то понимали, то пришел «Dies Ire», то есть «День гнева».

 Подобных риторических фигур в ту эпоху было множество: тема Крестных Мук, темы Вознесения, темы Прославления - Gloria… То есть, людям той эпохи не надо было объяснять, что они означают – это было частью культуры. К сожалению утерянной… Сегодня единственное, что может понять без слов любой музыкант, это, пардон, до-ре-ми-до-ре-до. И это далеко от сакральности!

У Баха, как вы догадываетесь, все произведения буквально пронизаны этой символикой. При чем, и здесь он был неординарен: например, рядом с религиозной символикой и возвышенными образами могла оказаться веселая немецкая песенка, где поется о парне, покидающем свою семью вегетарианцев ради поисков той, кто приготовит ему мясо. Музыковеды до сих пор ломают голову, для чего он это сделал? Был ли в этом Великий Смысл, или он просто пошутил?

 

 

Так в чем же величие Баха?

Не только в том, что он написал более тысячи произведений различных жанров: от светских ричеркаров до огромных Месс и Кантат. Он писал во всех возможных жанрах той эпохи, кроме оперы.

Не только потому, что он имел абсолютный слух и просто невероятную память. Бах запросто мог сыграть ранее не известное ему музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.

Не только потому, что он будучи человеком прогрессивных взглядов, немало постарался, чтобы к пению в церковном хоре начали допускать женщин.

Не только в том, что он блестяще владел многими инструментами как исполнитель: как органисту ему не было равных. Думаете импровизация возникла в спиричуэлс и соул? Ничуть не бывало! Бах на органе (!) импровизировал (!!) так, что замирало все и вся! При том, что орган – самый сложный инструмент из всех наличествующих во все времена.

 

 

Надо ли говорить, каким он был клавесинистом? Доподлинно известно, что в Дрездене в 1717 году должно было состояться состязание между известным французским мастером клавесинного исполнения Луи Маршаном и Бахом. Оба согласились, был назначен день, ценители готовились услышать потрясающий концерт-дуэль. Но… в день состязания Маршан позорно сбежал из города. Поговаривали, что накануне он просто услышал, как Бах разыгрывался на клавесине.

Кстати, о клавесине… Вы знали, что в те времена все клавишные инструменты – клавесин, клавикорд – фальшивили? Ну, не совсем чтобы тотально, но в пределах простых тональностей – до-мажор, ля-минор - звучали сносно. А вот чем больше знаков – бемолей и диезов - становилось, тем ужаснее была созвучность.

Поэтому умные люди (не Бах) создали темперацию – деление октавы на полутона. И воплотили ее в фортепиано. И в этом Хорошо Темперированном Клавире теперь можно было играть в любой тональности.

Бах был новатором и поэтому сразу же сочинил 24 прелюдии и фуги в каждой из возможных тональностей, доказав их равноправие. А потом еще 24. Так появилось 2 тома ХТК. «Хорошо темперированного клавира». С тех пор ни один приличный музыкант в своей программе не обходится без ХТК.

Кстати сказать, прелюдия до-мажор 1 тома вдохновила известного французского композитора Шарля Гуно на создание Ave Maria. Вернее, на сочинение мелодии к уже готовому аккомпанементу.

https://www.youtube.com/watch?v=e0uMfWe_pI8 

 

Музыка Баха была запущена в космос. Она содержится на том самом знаменитом золотом диске, который отправился в бесконечное путешествие между звёздами на космическом аппарате «Вояджер».

Так может нам следует внимательно послушать его произведения? Такие разные и удивительные…

«Шутка»

https://www.youtube.com/watch?v=qds0m8gQBVE 

«Токката и фуга ре-минор»

https://www.youtube.com/watch?v=TWkKG0lUdMA

Хоральная прелюдия

https://www.youtube.com/watch?v=fiXlb_0-bew

Кофейная кантата

https://www.youtube.com/watch?v=HyoKEd30Ui8

Лучшее из Баха

https://www.youtube.com/watch?v=27uXkPstJNU

 

Bach на немецком языке означает «ручей». Теперь вам понятно, почему Бетховен назвал его Морем?  


  • Сайт
  • Магазин